«Не наружность надо украшать, - пишет Фалес Милетский, - но быть красивым в духовных начинаниях».
Пример: «Ответил человек: «Я ведь хлебороб и привык судить по пшеничным колосьям. Когда они стоят, гордо выпрямившись, так что их издалека видно, то в таком колосе почти наверняка нет зерна. А колос, наполненный хлебом, всегда преклоняется книзу, так что порой его сразу и не заметишь».
«Понятия «внутренний человек» и «внешний человек» рож¬даются в сознании Пьера Безухова «Война и мир» в период разочарования его в масонстве. «Внутренний человек» - это «душа в жизни», народное чувство, естественность. «Внешний человек» - «лишнее», прах и мертвенность души, искусственность. Воплощение «внутреннего человека» - Кутузов, «внешнего» - Наполеон».
Не стоит пытаться натягивать и старый ремень, срок регламентной службы которого подходит к концу. Внешне он может выглядеть ещё очень прилично, но его материал от старости уже теряет эластичность и не может хорошо обхватить шкив. В этом случае излишнее натяжение тоже только повредит.
В обычной жизни и служении христианин ищут некий баланс формы и содержания, образ, в котором внешнее соответствует внутреннему, и в идеальном случае рождается символ. В символе стирается граница внешнего и внутреннего: все содержание полностью проявлено, и все внешнее внутренне обосновано словом Христа.
«Никакой внешний знак не повредит духовному здоровью человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». Причем внешность хотя и отражает внутреннее состояние человека, но, как известно, может быть и обманчивой. Так, благочестивая внешность далеко не всегда соответствует внутреннему благочестию.
То, что у человека внутри, он увидит и снаружи, ибо как внутри - так и снаружи. Представление о жизни меняется, когда человек осознает, что: всё, что происходит вокруг него, есть отражение того, что происходит внутри него; всё, что он видит у других людей, является отражением его же самого.
Если сам человек конфликтен, то именно таковыми он видит окружающих его людей и таким же образом строит взаимоотношения вокруг себя. Очень часто лица окружающих нас людей есть отражение нашего собственного внутреннего состояния. На внешнем плане происходит именно то, что происходит у вас внутри. Помните, что у вас внутри, то рано или поздно, но обязательно появится и снаружи: «Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение» - /Прем.17.12/.
Налаживая связь с внутренним и внешним, вы становитесь сильнее, так как обретаете связь с вашей силой, заложенной в вас самих и текущей к вам отовсюду. Внешнее равно внутреннему. Снаружи человек всегда видит только то, что есть у него в данный момент внутри. Внешнее всегда и до мелочей отражает то, что находится у человека внутри. Снаружи человек создаёт только то, что есть у него внутри в данный момент.
Когда вы смотрите на внешний мир, на самом деле вы смотрите на то, что находится внутри вас. Когда вы смотрите на то, что происходит снаружи, на самом деле вы имеете дело с процессами, которые имеют место у вас внутри.
«Всякая внешность без внутренности ничто же есть», - писал святитель Тихон Задонский. Как писал подвижник благочестия Иоанн Журавский в своей прекрасной, удивительной книге «Тайна Царствия Божия», посвященной внутреннему деланию, – «именно внешним, устами, привлекается внутреннее, привлекается дух». «Таков, духовный закон для телесно-умного творения – для человека. От телесного восходишь к духовному, от внешнего – к внутреннему, от деяния – к созерцанию. Иного пути нет».
Но как благочиние способно переходить от тела к душе, так и наоборот: не благочестивый внешний облик или не благочестивое внешнее поведение либо отражает уже укоренившееся внутреннее не благочестие, либо сказывается на внутреннем состоянии человека, изменяет его. Не случайно современные гностики, по сути – «волки в овечьих шкурах», ополчаются на внешнее благочестие христиан: дескать, и платки для женщин в храме не обязательны, и брюки вполне допустимы, и мужчинам не возбраняется серьги в ушах носить. Доходит даже до того, что некоторые священники высмеивают скромно одетых прихожанок в длинных юбках и платках. А уж, сколько было разговоров о злых старухах в храмах, которые смели делать замечания по поводу внешнего вида! На самом деле эти бабушки в большинстве случаев просто ревновали о храме.
«Делайте, делайте внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее; ибо внешнее принадлежит нам, а внутреннее Богу». Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляет веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутствие.
«Человек напрасно трудится во внешнем, - говорит Варсонофий Великий, - если не будет заботиться о внутреннем. Ибо внутреннее делание с болезнью сердечной производит истинное безмолвие сердца; такое безмолвие производит смирение, а смирение делает человека селением Божиим».
Внешнее иногда помогает в борьбе с собой, но не определяет всё. А вот внутреннее на внешнее оказывает намного большее влияние. Вера, церковная жизнь меняют взгляды человека, образ жизни, подчас круг общения и даже вкус в одежде.
Внешний вид человека выражает его внутренний мир, и состояние души, и при этом, в идеале, он должен соответствовать конкретным целям и задачам. Поэтому и внешний вид может стать своего рода миссией, особенно в наше время, когда столь сильны мифы об унылом и примитивном Православии, приверженцы которого только плачут о своих грехах и ходят с печальными лицами в бесформенных балахонах, а в храмах заставляют носить платки и злобно шипят на всех новеньких. Ведь для того, чтобы твой образ был интересным и привлекательным, необязательно носить откровенные наряды, которые, безусловно, притягивают внимание, но только внимание совершенно определенного рода.
Фокусирование на внешней форме при небрежении состоянием внутренней сущности было одним из основных объектов строгой критики Иисуса Христа обращённой к фарисеям /Мат.23гл./. Сам Иисус Христос демонстрировал противоположный подход. В своей жизни и служении Он всегда отдавал явное предпочтение внутреннему, духовному состоянию людей, часто противопоставляя его внешним формам и церемониям.
Уясни себе по впечатлительнее, что внешнее не ценно без внутреннего. Внешняя исправность поведения - листья; внутренние добрые расположения - плод.
«Ничто так не опасно для желающих очищения, - говорит Филарет Московский, - как то, чтобы они не успокаивали себя одною наружною чистотою, которая, услаждая их самолюбие, удержала бы стремление ко внутреннему и всецелому очищению. Да видят они, что делает Церковь в очищении видимого храма: оно начинается от внутреннейших и существеннейших частей, и от сих сообщается всем. Так должно быть и с человеком. «Очисти прежде внутреннее, - говорит Христос, – да будет и внешнее чисто» - /Мат.23. 26/. Человек! источник нечистоты твоей в твоей внутренности: заграждай потоки в источнике.
Есть христиане, которые меняют свой внешний вид, но не меняют свои сердца, и просто вводят в заблуждение своим «святым видом».
Описание на страницах Священного Писания элементов одежды, которую одевали евреи, и требования к стилю одежды, выраженные в Новом Завете, дают достаточно ясное представление о внешнем виде христианина. Скромность, сочетающаяся с высотой духа: нарядность при отсутствии обнаженности, понимание христианином назначения своего тела как храма живущего в нем Святого Духа – этим должен руководствоваться верующий в Бога человек.
Внутреннее христианство – это душа, проникнутая Писанием, которое ведёт к внутреннему свету и единению с Богом, подтверждённое собственным опытом, что Царство Божие внутри нас. Его и следует искать там, где оно спрятано – в глубине сердца, в нашем духе. Господь призывает нас к внутреннему общению с Ним в невидимом храме сердца, чтобы мы прочувствовали, с какой любовью Бог обитает в нас и действует. Там Он за «закрытой дверью» открывает нам Своё Слово, Свои тайны. Тот, кто последует за этим приглашением, услышит, когда бы его ни позвали.
«Внешний облик человека влияет на его самооценку. От внешности может зависеть его уверенность в себе, - пишет Джеймс Коумер - д-р, - а также то, чем он будет или не будет заниматься в жизни». «Для большинства людей непривлекательная внешность относиться к самым тяжёлым реалиям жизни, об этом рано узнают и почти никогда не забывают до конца дней»- /Джон Киллинджер – писатель/.
«Популярность людей, зарабатывающих своей внешностью, очень недолговечна – о них сразу же забывают, когда появляются новые, свежие лица. Кроме того, чудеса с внешностью человека зачастую происходят благодаря гриму, правильно подобранному освещению и искусной работе фотографа. Некоторые поражаются, когда видят, как выглядят знаменитости без всего того, что «создаёт» их красоту.
«Внешнее и внутреннее не разделимы, однако они частично самостоятельны. Оттого они и воюют всегда. Воюют скрыто, как муж и жена в самом, казалось бы, даже, благополучном семействе. Внешняя благообразность и одновременная внутренняя гниль - это заклейменное Евангелием фарисейство. «Фарисейство» не как явление историческое, а как имя нарицательное. Внешняя грязь, или эпатажное неряшество, или Авелева беззаботность есть юродство, или – намек на него. Конечно, не иначе, как при внутренней святости. Иначе – баловство. Вот вам и полюса. А что посредине? Посредине норма, она же – Истина» - /Протоиерей Андрей Ткачев/.
Внешность не является настолько лабильной и пластичной, чтобы меняться под внутренний мир. Внешность обусловлена генетически, режимом питания и др. факторами, но не внутренним миром. Искать параллели - опасное заблуждение. Дотянуть внешние проявления своего мира до внутренних стремлений через активные действия, регулярность и способность продолжать начатое – это процесс, где нет места лени, страхам, сомнениям и отговоркам. Соединение двух составляющих своей жизни и обретение той самой гармонии через максимальную реализацию своего потенциала – мой единственный выбор с тех пор, и я ему очень благодарен.
Если преображая, себя внутренне ты получаешь отражение во внешнем мире - то до какой степени ты можешь преобразить внешний мир, преображая внутренний? Можешь ли, меняя внутреннее, сделать внешнее на 100% таким, каким хочешь? Если да, то есть ли вообще какая-то разница между внешней и внутренней реальностью? Являются ли они двумя отдельными реальностями или это получается одна сплошная реальность, между которыми уже нет никакой границы?
Если между ними нет никакой границы - то есть ли разница, что менять - внешнее или внутреннее? Ведь меняя внешнее ты меняешь единую реальность? Тогда может быть, и нет никакой разницы, чем заниматься? Внешним или внутренним? Может быть, нужно заниматься и внешним и внутренним - одновременно?
Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской): «Чистота внешняя, опрятность, благоухание, свет, красота имеют благотворное влияние на наше внутреннее состояние: все это освежает, поднимает наше настроение, отодвигает в сторону дурные мысли и чувства, очищает наше сердце, загрязненное душевное состояние». Говоря о значении внешности для христианина, нельзя не упомянуть о склонности некоторых из христиан, подражая миру, искусственно приукрашивать свое лицо (помада, пудра, и т.п.).
Вот что говорит об этом архиепископ Иоанн: «Искусственно измененное подкрашенное лицо теряет черты неповторяемой личности человека. Лишаясь своей небесной не повторяемости, лицо становится коллективным, стандартным».
Читаем Евангелия: Речь идёт о четырёх различных полях. Первые три поля были негодны. Только четвёртое поле было пригодное. «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце» - /Лук.8.15. Это главное. Это означает очень, много. Они хранят Слово в добром, чистом сердце, и приносят плод в терпении. Очень многие думают о том, чтобы красиво и приятно выглядеть, думая о почёте и внимании. Но только одно, что красиво и приятно – это чистое сердце.
Бывает так же много второстепенного. Важно держаться главного, тогда и второстепенное придёт в порядок. Но если мы особое внимание уделяем второстепенному, тогда не сказано, что главное придёт в порядок. Можно сказать: главное – внутреннее нашего сердца, второстепенное – это вещи или дела, относящиеся к христианству, но внешние. Большая разница между тем, что хорошо звучит или хорошо выглядит и тем, что поистине хорошо. Как выглядит и звучит – это внешнее вообще важно по одёжке встречают. Мы теряем не только нечто, но очень много, если проявляем большой интерес к наружным делам – о многом заботимся, но не сказано, что вообще не заботиться. Здесь между мужчинами и женщинами обычно большая разница. Много женщин очень, заинтересованы, во внешних вещах, как это смотрится, или звучит. Всё, что кажется красивым для них так важно и является главным. Многие так охвачены этой поверхностной внешней жизнью. Внешне вроде и человек, а внутри пустышка. Без твёрдости, верности идеалам.
Только немногим удаётся освободиться от неё. «Это мне не нравится, и это ты не можешь одеть, что на это скажут люди и т.д. – такое мужьям приходится ежедневно слышать.
Очень важно привести в порядок наши помышления. Немецкая пословица гласит так: «Каковы твои мысли – таков ты и есть». И так оно и есть. Это мои помышления. Может быть мы искушёны к плохим мыслям – но это ещё не мои мысли. Но когда я соглашаюсь с этими мыслями, они становятся моими мыслями и тогда я таков, как мои мысли.
«С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» - /Иак.1.2/.. Потому что тогда мы можем быть испытаны и можем противостоять, победить и преобразиться. А когда я падаю в искушении, то рождается грех. Тогда у меня нечистое сердце, а это потеря. «Блаженны чистые сердцем: ибо они Бога узрят» – /Мат.5.8/. Наши сердца были очищены верою «верою очистив сердца их», а теперь необходимо хранить это состояние. Если невозможно было бы получить чистое сердце, то нельзя было бы, достичь спасения и подвиг Христа был бы, напрасен. Тогда невозможно бы узреть Бога никогда. Но это возможно. С добрым и чистым сердцем приносим плод в терпении. Если что-то удаётся быстро, тогда ненужно терпение. Но чтобы достичь плодов Святого Духа, необходимо много терпения. Оно удаётся не так быстро, но это возможно. Чрез терпение и веру мы можем достичь обетованного, так же как и Авраам.
Читаем: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» - /Лук. 8.17/. Подумай, всё будет однажды известно. О, если бы мы сохранили эти слова Божие в наших сердцах!
Блажен кто, как ада, боится лицемерия. Если мы внутренне станем красивыми, то нет, надобности, лицемерить. Мы ненавидим даже малейшую мысль, исходящую от лицемерия. Живой верою в слова, «Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха,…» - /Рим.6.11/, мы полностью можем освободиться от лицемерия.
Отвергнуть себя самого в искушениях – это замечательная возможность, которую нам предложил Иисус, через которую нам удастся стать внутренне чистыми и красивыми.
Так мы становимся внутренне чистыми и получаем новую жизнь в мире праведности, без зависти и лицемерия. Мы облекаемся в «нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» – /Еф.4.24/.
Когда Иисус говорил, об их чтении Моисеева закона, своим ученикам он сказал: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» - /Мат.23.3/. Христианин может больше сказать своей примерной жизнью, чем часами проповеди. На это указывается христианским жёнам в отношении их неверующих мужей, «чтобы те …житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое богобоязненное житие» - /1Петр.3.1-2/.
«Человек красив не внешним и даже не внутренним, - пишет Сёши-сан, - а исполнением своего предназначения, на своём месте».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Пятидесятничество и Харизматия. (Гл.6,7) - Под вдохновением творчества Фёдора Капиноса и иже с ним, при его молитовной поддержке.
Еже ли кому не понравится, начните травить сей способ "творчества"
с моего вдохновителя.
И так, по вышеприведённому примеру и по воле Божией, в "соавторстве" с благословенным Г. Ф. Pендал, приступаем к творчеству...